Кроме того, именно в этих окрестностях в конце XIX века был обретен «Зеленчукский камень», надпись на котором сначала приняли как византийскую, а впоследствии расшифровали как древнеаланскую: «Иисус Христос. Святой Николай. Сахира сын Хорс, Хорса сын Багатар, Багатара сын Анбалан, Анбалана сын Лаг – их могилы». Тем самым была доказана субъектность алан в вероисповедании, их независимость в этом вопросе от других соседних народов, которые, к слову сказать, на протяжении многих веков транслировали свою исключительность в признании христианства на государственном уровне и тем самым пытались подчинить своей власти соседей. Обретение памятника на национальном языке расставило всё по своим местам: уже в IX – XI вв. в этой горно-степной местности жил христианский народ. Причем о своей вере он говорил крепко, заметно, обстоятельно – об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней архызские храмы (северный, средний, южный). Есть предположения, что северный, Георгиевский, был кафедральным собором Аланской епархии.
Еще одна цель поездки в Архыз – наскальный лик Христа. Версий его появления множество. Кто-то говорит, что его написали еще в Х веке монахи-миссионеры из Византии, которых в Аланское царство направил патриарх Константинополя Николай Мистик. Кто-то считает, что этот эскиз был создан археологами в XIX веке, чтобы сохранить увиденные в архызских храмах фрески. Кто-то убежден, что лик был здесь в годы Великой Отечественной войны. Как бы там ни было, официальная дата обретения лика и начала паломничества к нему – 1999 год, в преддверии торжеств в честь 2000-летия Рождества Христова.
В первое время путь к лику был опасен, не каждому удавалось до него добраться. Сейчас обустроено несколько лестниц, и несмотря на то, что шествие по ним в прямом смысле захватывает дух, все-таки до лика может добраться практически любой верующий. Впрочем, в любом деле нужно трезво подходить к подвигам, во время путешествий еще более внимательно следить за своим физическим и душевным состоянием, а когда совершаешь паломничество по Кавказу – тем более. Особенно тем, кто не привык к горному климату, не знаком с особенностями передвижения по горным тропам. Здесь благочестивым должен быть ваш настрой, а внешний вид соответствовать опасному пути в горах.