Первая фреска визуализирует Крещение Алании.
Здесь мы видим апостола Андрея, который по преданию дважды проходил землю алан. Есть древние источники, зафиксировавшие существование традиции с III века, по которой апостол Андрей получил в удел Скифию и проповедовал в том числе среди алан. Епифаний-монах во второй половине IX века — начале X проделал путь апостола Андрея и собирал предания о первозванном ученике Христовом. В составленном им житии говорится о том, что апостол Андрей посещал осетин, крестил их и дважды проповедовал среди них. Кроме того, упоминаются такие кавказские народы, как это грузины (иберы), абхазы.
«На фреске апостол Андрей крестит аланского царя, поскольку из Священного Предания нам известно, что просвещение народа происходило в результате успешной проповеди среди знати», – рассказали сестры монастыря, показывая творческому коллективу «Паломничество со вкусом» фрески.
На второй фреске изображена равноапостольная Нина.
Она всем знакома как просветительница Грузии. Однако на проповедовала на всем Кавказе, а потом свет Христовой веры от нее просиял среди множества народов Кавказа, в том числе и среди южных алан.
Третья фреска, центральная, посвящена дружине мученика Сухия и его братьям.
Они жили в конце I — начале II века. По некоторым древним армянским источникам, они прибыли в Армению вместе с аланской царевной Сатеник, по другим — прибыли уже к ней. Сатеник вышла замуж за армянского царя Арташеса. Аланы, по преданию, в то время воевали с армянами, в процессе битвы пленён был ее брат. Царевна бесстрашно вышла к врагам, поднялась на кручу над рекой и обратилась к врагам на том берегу: «Вы бесстрашные слуги армянского народа, но не стоит удерживать в плену моего брата. Если надо, давайте сразимся в честной битве, выясним, кто из нас сильнее». Царь Арташес, плененный ее красотой и мужеством, решил ее украсть. Он кинул какой-то аркан, затянул царевну и увез к себе. После этого они поженились. Свадебная свита состояла из семнадцати доблестных воинов дружины Сухия. До этого события крещение они приняли от учеников апостола Фаддея.
Через какое-то время сыновья царевны Сатеник убили тех, кто крестил дружину. Воины, не желая принимать участие в дворцовых интригах, удалились на гору и жили долгое время там. По сути, они стали иноками-отшельниками. Когда в Алании сменился правитель, началась перепись войск и выяснилось, что один военачальник с дружиной остался в Армении. За ними был отправлен отряд, дружину нашли, просили отречься от свой веры и вернуться в Аланию. В каких-то житиях говорится, что воины ответили: «Мы бежали от безбожия и бесчестия царей».
Сухий вместе с воинами своей дружины приняли мученическую кончину через усекновение главы. По преданию, на месте их мученичества забил родник. Когда-то это была территория древней Армении, сейчас это территория Турции. Останки мучеников почти через полтора века были найдены просветителем Армении святым Григорием. Над их погребением им был возведен храм в честь святой Троицы. По преданию, там, где отсекли воинам головы, находились камни круглой формы, которые прозвали «головами мучеников». Сестры Алагирского монастыря считают, что мучеников дружины Сухия можно назвать первыми кавказскими мучениками, которые прославлены Православной Церковью.
Четвертая фреска повествует о святой Марии Ясыни.
«Ясыня» показывает аланское происхождение святой Марии. В Древней Руси это слово обозначало алан. Мария Ясыня была первой супругой Владимирско-Суздальского князя Всеволода Большое Гнездо, который правил во Владимире в конце XII — начале XIII века. Трое их детей канонизированы Церковью: сын Юрий, князь Владимирский, Михаил, князь Черниговский и дочь Агафья. Внук ее — святой благоверный великий князь Александр Невский, а правнук — святых благоверный князь Даниил Московский.
Эта удивительная дочь аланского народа была другом своему мужу во всем. При ней укреплялся не только дом князя, но и земли, которыми он управлял. К ней с почтением относились все и даже сравнивали с княгиней Ольгой равноапостольной. В браке у князя Всеволода и Марии родилось двенадцать детей: восемь сыновей и четверо дочерей. Поэтому князя и прозвали «Большое Гнездо». Княжна покровительствовала в самом широком смысле просвещению и искусству. Незадолго до кончины она построила во Владимире обитель – Успенский Княгинин женский монастырь, здесь перед смертью и приняла постриг с именем Марфа. Не стоит мужчина без достойной женщины: либо матери, либо жены, иногда сестры, крестной.
Пятая фреска рассказывает о святой царице Тамаре и ее муже Сослане.
Царица Тамара – благоверная царица Грузии, самая любимая и известная всем православным миром грузинская святая. Она правила в конце XII — начале XIII века.
По матери она – аланка, ее мать, царевна Бурдухан, стала супругой грузинского царя Георгия. По грузинской летописи, не было невесты прекраснее, благороднее, чудеснее, чем Бурдухан.
Тамара была выдана замуж за русского князя Юрия. К сожалению, в этом браке не получилось доброго супружества. Через некоторое время Церковь допустила расторгнуть брак, что было немыслимо по тем временам. Вероятно, были приведены очень серьезные причины, по которым это стало возможным. Вторым браком, по своей воле, она сочеталась с царевичем Сосланом, в крещении – Давидом, аланским царевичем. Вероятно, с ним они были знакомы с детства. Сослан был супругом и соправителем царицы Тамары. Правление царицы Тамары — золотой век Грузии, были построены великолепные храмы, государственность достигла небывалого до того развития.
Шестая фреска – о наиболее почитаемой святыне Кавказа и юга России — Моздокской иконе Божией Матери.
В городе Прохладном Кабардино-Балкарии ежегодно проходят огромные крестные ходы в честь этого образа Царицы Небесной. Он был подарена царицей Тамарой жителям Куртатинского ущелья — там, где в современной Северной Осетии – Алании находится Успенский мужской монастырь.
Моздокская икона – это неточная копия Иверской иконы Пресвятой Богородицы и, по преданию, она хранилась в маленьком храме вглубь ущелья недалеко от монастыря. Кстати, и старинное название селения переводится как «селение Божией Матери».
Хранилась икона в этом месте 600 лет, пока осетины в конце XVIII века не начали переселяться на равнину. Тогда они взяли с собой свою святыню и двинулись вместе с ней к новому месту жительства. В один из вечером они остановились на ночлег неподалеку от территории города Моздока. Там одному из переселенцев было видение Божией Матери, в котором Дева Мария запретила нести икону дальше, но просила оставить ее здесь. Наутро люди собрались, обсудили случившееся и оставили образ у Моздока. Впоследствии здесь была построена деревянная церковь, а затем каменная. Хранилась икона в нем с конца XVIII века до революции или середины XX века. Когда храм был разрушен, икона пропала.
Седьмая фреска посвящена святой Нане из Задалеска.
Эта местная почитаемая угодница Божия жила во второй половине XIV века. По преданию, после опустошительного похода «Хромого Тимура», некогда могущественная Алания пала. Захватчики без разбору истребляли местных жителей. Не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Жертвуя собой, родители укрывали своих малых детей в небольших укрытиях, недоступных взрослым людям. Одна чудом выжившая женщина после ухода врага ходила по разоренным аланским селениям, собирала осиротевших детей и тайными тропами уводила их в труднодоступные горные убежища. Она собрала на восемнадцати пепелищах свыше 30 детей. В поисках пропитания добралась до селения Задалеск. Местные жители, восхищенные мужеством женщины, выстроили для нее отдельный дом, помогли с обустройством. В истории аланского народа Нана почитается как символ противостояния силам зла, как дочь великого народа, которая не допустила вымирания, несмотря на происки врага.