СОБОР ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

СОБОР ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21

Петропавловский собор – архитектурный памятник и один из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте красивый и величественный собор отличается уникальным убранством. Здесь бывали многие знаменитые люди – от императорских особ до А.С. Пушкина. Описывали собор известный немецкий лингвист Александр Гумбольдт и не менее известный французский беллетрист Александра Дюма. В казанский период своей жизни в соборе за богослужением нередко пел Федор Иванович Шаляпин. Между тем, собор был обычным приходским храмом.

Построен он на месте находившейся здесь древней Петропавловской церкви, первое упоминание о которой относится к 1565 году. История строительства нового каменного величественного храма связана с посещением Казани императором Петром I, направлявшимся в персидский поход. Прибыв в город 27 мая 1722 года, император остановился в доме Михляева. В память об этом событии Иван Афанасьевич решил вместо небольшой деревянной церквушки построить каменный двухэтажный собор. Закладка храма состоялась в 1723 году. Долгое время в Казани бытовала легенда, согласно которой в закладке собора принимал участие сам император Петр I, однако документально это не подтверждается.

По тем временам храм строился очень быстро, и уже в 1726 году состоялось его освящение. В том же году была построена отдельно стоящая колокольня. Главный летний храм, разместившийся на втором этаже, был освящен во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла; теплый храм на первом этаже – в честь Сретения Господня. Два небольших придельных храма на первом и втором этажах освятили в честь чудотворных икон Божией Матери: верхний – «Живоносного Источника», нижний – «Неопалимой Купины».

За свою долгую историю храм неоднократно подвергался частичному разрушению, виной чему были многочисленные пожары 1742, 1749, 1774, 1815, 1842 годов. Особенно сильно собор пострадал в 1815 году, когда из-за сильных разрушений приход вынужден был на девять лет переместиться в расположенную неподалеку Гостинодворскую церковь.

К 1880-м годам собор сильно обветшал, основной причиной чему стало разрушение фундамента. Колокольня начала крениться, потеряли первоначальный облик многие детали декора. Староста Петр Васильевич Унженин и настоятель собора протоиерей Петр Малов организовали в 1888-1890 годах масштабную реконструкцию. Проект составил Михаил Нилович Литвинов, архитектор Казанского университета, бывший впоследствии смотрителем здания Храма Христа Спасителя в Москве. По детальным рисункам и чертежам он скрупулезно восстановил первоначальный облик собора. В это же время на колокольне были установлены часы известного мастера Петра Ионовича Климова. Проведенные работы стали одним из первых в России примеров высокопрофессиональной реставрации памятников архитектуры. Благодаря той реконструкции собор сохранился до наших дней практически в первозданном виде.

В советское время собор продолжал действовать до 1939 года, после закрытия он официально считался памятником архитектуры, охраняемым государством. С 1950-х по 1980-е годы здесь размещался планетарий. В 1989 году благодаря трудам незадолго до того рукоположенного епископа Казанского и Марийского Анастасия и активности верующих храм был возвращен Церкви.

Несмотря на то, что в течение пятидесяти лет собор был закрыт для богослужений, в нем сохранился древний семиярусный иконостас, богато украшенный в традициях русского барокко. Иконостас был изготовлен в 1723-1726 годах, а после пожара 1815 года обновлен художником Василием Туриным.

Паломники сегодня могут помолиться многочисленным святыням Петропавловского собора. Среди них – чудотворная Седмиезерная икона Божией Матери, переданная в этот храм из церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище г. Казани, где долгие годы хранилась, будучи спасена исповедником иеросхимонахом Серафимом (Кошуриным) после закрытия в 1928 году Седмиезерной пустыни. Этот чудотворный образ Божией Матери был принесен в Казанский край из Устюга 13 октября 1615 года основателем Седмиезерной Богородицкой пустыни монахом Евфимием. Он благословил этой иконой место будущей обители.

В XVII веке Седмиезерная икона прославилась великими чудесами, когда в 1654-1655 годах свирепствовавшая по всей России моровая язва достигла Казани. В очень короткое время умерла большая часть населения города – 48 тысяч человек. В самый разгар морового поветрия одной благочестивой монахине во сне было видение: ей предстал светлый муж и повелел передать жителям города, чтобы они установили семидневный пост и принесли в город икону Божией Матери из Седмиезерной пустыни. Когда икона была встречена с почестями казанцами и поставлена в храме, моровая язва стала прекращаться и вскоре совсем отступила, после чего икона была возвращена в обитель.

В 1688 году при митрополите Казанском и Свияжском Адриане, будущем Патриархе Всероссийском, на месте встречи иконы был устроен монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вторично Матерь Божия через Свою чудотворную икону избавила город от чумы в 1771 году. В память о явленных Богородицей чудесах в Казанской епархии вплоть до революции существовала традиция ежегодного принесения образа из монастыря в кафедральный город. Все православное население Казани, Казанской епархии глубоко почитает этот образ, и до сего дня получая от Богоматери исцеление в болезнях и помощь в бедах. Хранящаяся в алтаре собора Седмиезерная икона еженедельно выносится в храм для служения молебна и поклонения верующих.

Другой почитаемой святыней Петропавловского собора являются мощи преподобных Ионы и Нектария Казанских. Святые Иона и Нектарий (отец и сын) были помощниками первого Казанского святителя – архиепископа Гурия (Руготина). Когда Гурий отправился в новоучрежденную Казанскую епархию, с ним поехал и боярин Иоанн Застолбский. Под духовным руководством святителя он вел добродетельную и благочестивую жизнь. В страхе Божием он воспитал и своего сына Нестора. Кроткий юноша с детства был аскетом, носил власяницу, держал пост, любил молиться в храме. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий. Скончался он в молодых годах. Вскоре и сам Иоанн постригся в монашество, будучи наречен Ионой. Перед кончиной он завещал похоронить себя рядом со святителем Гурием, около могилы которого был погребен Нектарий.

При открытии в 1595 году мощей святителей Гурия и Варсонофия были обретены нетленными тела иноков Ионы и Нектария, однако мощи их было решено оставить в часовне под спудом. Через 400 лет, в 1995 году, во время раскопок на территории разрушенного Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле, мощи святых иноков были вновь обретены. В том же году состоялось прославление преподобных Ионы и Нектария.

В нижнем храме собора почивают мощи митрополита Казанского Ефрема, венчавшего в 1613 году на царство Михаила Федоровича Романова. Святитель Ефрем с давних пор почитается православными жителями Казани. В настоящее время Отдел Татарстанской митрополии по канонизации святых собирает документы и свидетельства о помощи по молитвам митрополита Ефрема для прославления его в лике святых.

Другие интересные места

ТАТАРСКАЯ УСАДЬБА КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ЦЕРКОВЬ ВАРСОНОФИЯ, КАЗАНСКОГО ЧУДОТВОРЦА НА КРЫШЕ