БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ МИХАИЛА НЕСТЕРОВА | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ МИХАИЛА НЕСТЕРОВА

Уфа, ул. ​Гоголя, 27

Один из старейших музеев России: открыт в 1920 году, а в 1954 музею присвоено имя его основателя – уроженца Уфы, выдающегося русского художника, академика живописи Михаила Васильевича Нестерова. Экспозиция классического искусства расположена в русской усадьбе начала XX века, а современное искусство и временные выставки занимают новое пятиэтажное здание, пристроенное в 2014 году.

В коллекции музея сегодня два уникальных собрания: одна из крупнейших коллекций произведений М. Нестерова и крупнейшая коллекция произведений Д. Бурлюка. Ради этих двух художников необходимо посетить музей.

Тонкие, почти невесомые образы Нестерова, эскизы к знакомым с детства полотнам, уфимские пейзажи и портреты – все это близко каждому из нас. Проходя по нестеровским залам, возвращаешься к истокам – чему-то родному, настоящему, пронзительному.

Но мало кто знаком с творчеством Давида Бурлюка, а этот художник заслуживает большого внимания к себе. До 1990-х Бурлюк и его творчество представлялись в России в лучшем случае белым пятном, а в худшем – историко-культурным фоном эпохи. Одной из причин непристального внимания к художнику можно считать эмиграцию в 1922 году в Америку, где Бурлюк прожил всю оставшуюся жизнь, оставаясь русским художником, романтиком русского авангарда, «отцом русского футуризма».

Коллекция работ Давида Давидовича Бурлюка в собрании музея – самая крупная в России, а Уфа может гордиться собранием картин художника, поскольку три года с 1915-го Бурлюк пробыл в Башкирии. Здесь он по должности заготавливает сено для русской армии, а еще творит – написал более 200 картин, из которых, конечно, дошла до нас только часть. Пишет много портретов коренного населения: образы башкиров и татар обоих полов выразительны и очень искренне написаны. Бурлюк по праву считается родоначальником изображения этнических типов в искусстве Башкортостана.

Живые образы картин Давида Бурлюка поражают и больше не отпускают. Обилие цвета, рельефные мазки и разнообразие жанров – все это притягивает, завораживает, заставляет возвращаться, думать, представлять и навсегда остается перед глазами.

И в этом музее не хватает более современного подхода к экспонированию. Обычная, скучная развеска картин, мелковатые подписи, бликующий свет, и это при наличии редких шедевров и немалых площадей. Когда же региональные площадки смогут позволить себе все так необходимые для полноты восприятия современного человека музейные технологии?

Другие интересные места Башкирии

ИСТОЧНИК БЛАЖЕННОЙ СТАРИЦЫ ВАРВАРЫ ИСТОЧНИК КИПУН МУЗЕЙ ПОЛЯРНИКОВ ИМЕНИ В.И. АЛЬБАНОВА ОЗЕРО-РОДНИК ЗЕНГЕР КУЛЬ, ГОЛУБОЕ ОЗЕРО