В коллекции музея сегодня два уникальных собрания: одна из крупнейших коллекций произведений М. Нестерова и крупнейшая коллекция произведений Д. Бурлюка. Ради этих двух художников необходимо посетить музей.
Тонкие, почти невесомые образы Нестерова, эскизы к знакомым с детства полотнам, уфимские пейзажи и портреты – все это близко каждому из нас. Проходя по нестеровским залам, возвращаешься к истокам – чему-то родному, настоящему, пронзительному.
Но мало кто знаком с творчеством Давида Бурлюка, а этот художник заслуживает большого внимания к себе. До 1990-х Бурлюк и его творчество представлялись в России в лучшем случае белым пятном, а в худшем – историко-культурным фоном эпохи. Одной из причин непристального внимания к художнику можно считать эмиграцию в 1922 году в Америку, где Бурлюк прожил всю оставшуюся жизнь, оставаясь русским художником, романтиком русского авангарда, «отцом русского футуризма».
Коллекция работ Давида Давидовича Бурлюка в собрании музея – самая крупная в России, а Уфа может гордиться собранием картин художника, поскольку три года с 1915-го Бурлюк пробыл в Башкирии. Здесь он по должности заготавливает сено для русской армии, а еще творит – написал более 200 картин, из которых, конечно, дошла до нас только часть. Пишет много портретов коренного населения: образы башкиров и татар обоих полов выразительны и очень искренне написаны. Бурлюк по праву считается родоначальником изображения этнических типов в искусстве Башкортостана.
Живые образы картин Давида Бурлюка поражают и больше не отпускают. Обилие цвета, рельефные мазки и разнообразие жанров – все это притягивает, завораживает, заставляет возвращаться, думать, представлять и навсегда остается перед глазами.
И в этом музее не хватает более современного подхода к экспонированию. Обычная, скучная развеска картин, мелковатые подписи, бликующий свет, и это при наличии редких шедевров и немалых площадей. Когда же региональные площадки смогут позволить себе все так необходимые для полноты восприятия современного человека музейные технологии?