Певец Осетии и народной справедливости | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

Певец Осетии и народной справедливости

В 1870 году Леван Хетагуров, прапорщик русской армии дворянского происхождения, руководил переселением безземельных осетин Нарского ущелья в Кубанскую область и обосновался с ними возле Шоанинской горы, которую венчал православный храм. Леван Хетагуров отважно воевал и на Кавказе, в Венгрии и в Крыму. Командовал сотней осетинской конной милиции.

Когда была создана Терская постоянная полиция, его назначили на должность помощника командира второй сотни, а вскоре он был избран депутатом мирового посреднического суда по освобождению зависимых сословий Алагиро-Наро-Мамисонского общества. Вышел в отставку в отставку в чине поручика в возрасте 80 лет.

В первом браке, еще в ауле Нар, в 1859 году у него родился сын Коста́. Вскоре после рождения ребенка жена скончалась, и воспитание сына было поручено родственнице. Когда Коста́ достиг пятилетнего возраста, отец женился во второй раз. Одно из самых тяжелых испытаний в жизни человека – воспитываться у мачехи. Мальчик хлебнул множество испытаний и позже говорил о том, что мачеха его не любила, а потому он часто убегал к разным родственникам.

Мы не можем предугадать, какие обстоятельства влияют на формирование характера, на выбор профессии и своего пути. Зависит ли это от местности, где родился человек, или от семьи. Безусловно, в большинстве случаев окружение и среда влияют на становление личности, но как часто человек словно выламывается из рода и возвышает его наперекор всему здравому смыслу… Подобное произошло и с Коста́. Казалось бы, его отец – уважаемый офицер, герой многих кампаний, защитник собратьев, устроитель земель. Идти бы Коста́ по стопам родителя, продолжать дело отцовское. На удивление всех, он выбирает иной путь.

В Ставропольской губернской гимназии раскрываются творческие таланты Коста́. Здесь он пишет первые стихи на осетинском языке и занимается живописью. В конечном счете решает искать счастья в Петербурге, в Академии художеств. Столь неожиданный выбор отец понять не мог, как и не мог в силу стесненных финансовых обстоятельств помочь сыну с устроением жизни в Петербурге. Однако юноша настолько был талантлив, что педагоги из Ставрополя добились стипендии для Коста́, и в 1881 году он был принят в Санкт-Петербургскую академию художеств. Завершить обучение не удалось; в 1885 году молодой человек возвращается к отцу в село Георгиевско-Осетинское, а затем переезжает во Владикавказ.

Жизнеописание Коста́ Хетагурова – печальная повесть. Будучи великим сыном своего народа, он познал и безмерное горе. Быть может, потому и был Хетагуров так чуток к несправедливости, к неравенству, к тяжелым условиям жизни. Он много пишет – как кистью, так и пером. Именно он стал певцом осетинской словесности, возвел язык на литературный пьедестал, стал родоначальником литературы и драматургии на осетинском языке. Общественная деятельность Коста́ не раз вызывала недовольство со стороны властей, его отправляли в ссылки и запрещали жить в родных краях.

Кто знает, если бы власти за исполнением распоряжений видели человека и проявляли чуткость к людям, о которых поставлены, прежде всего, заботиться, а не подавлять, то к Коста́ не относились бы как к бунтарю и революционеру. По сути, он ведь отстаивал права человека спокойно и достойно жить на своей земле, иметь хозяйство, получать образование и медицинскую помощь. Не пресмыкаться, как червь, перед начальствующим, но быть и в очах государевых человеком, каковым является в очах Божиих.

Помимо внешних стеснений Коста́ претерпевал и физические трудности: время от времени у него обострялись хронические болезни, лечить которые было не на что. Завершил свой земной путь Коста́ в селе Георгиевско-Осетинском, на руках у сестры в отцовском доме. Здесь же, у церковной площади, он и был изначально похоронен рядом с отцом в 1906 году. Однако вскоре осетинская общественность подняла прах и перевезла его во Владикавказ. Любовь народа к своему сыну была столь обильной, что на всем протяжении пути гроб встречали сотни людей, а в самом Владикавказе его с платформы до некрополя при Осетинской церкви несла на руках толпа.

Как во время земного странствования он защищал своим именем историческую справедливость, так и после кончины он стал покровителем многих, обороняя людей и местности от искоренения. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке Владикавказа – старейший храм, сохранившийся в городе. В советское время в нем располагался музей осетинской литературы имени К.Л. Хетагурова; в 1990 году здание вернули общине верующих, а в 1993 году состоялось великое освящение храма. Конечно, внешний вид церковного строения пострадал, но не был уничтожен.

Коста Хетагуров, Перевал Зикара, Северо-Осетинский республиканский художественный музей

Дом Хетагуровых в селе Коста́ Хетагурова (осетины сохранили старинное название этой местности – Лаба) разрушен, но местные жители с точностью до метра показывают, где он стоял. Сегодня это единственное осетинское, христианское сельское поселение на территории Карачаево-Черкесии. Потомки переселенцев из Нарского ущелья точно знают, сколько поколений назад их род сюда приехал. Они заботятся о древних аланских храмах и строго соблюдают закон Христов. Паломникам нужно приезжать в это гостеприимное село для того, чтобы своими глазами увидеть, как евангельское учение прорастает в сердце человека и каким может быть образ Божий, если твоя христианская родословная идет тысячелетия. Есть чему поучиться многим из нас. Если не всем нам.

Другие интересные места

Собор Успения Пресвятой Богородицы Художественный музей имени М.С. Туганова Храм святого великомученика Георгия Победоносца Музей истории Владикавказа