Певец Осетии и народной справедливости | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

Певец Осетии и народной справедливости

В 1870 году Леван Хетагуров, прапорщик русской армии дворянского происхождения, руководил переселением безземельных осетин Нарского ущелья в Кубанскую область и обосновался с ними возле Шоанинской горы, которую венчал православный храм. Леван Хетагуров отважно воевал и на Кавказе, в Венгрии и в Крыму. Командовал сотней осетинской конной милиции.

Когда была создана Терская постоянная полиция, его назначили на должность помощника командира второй сотни, а вскоре он был избран депутатом мирового посреднического суда по освобождению зависимых сословий Алагиро-Наро-Мамисонского общества. Вышел в отставку в отставку в чине поручика в возрасте 80 лет.

В первом браке, еще в ауле Нар, в 1859 году у него родился сын Коста́. Вскоре после рождения ребенка жена скончалась, и воспитание сына было поручено родственнице. Когда Коста́ достиг пятилетнего возраста, отец женился во второй раз. Одно из самых тяжелых испытаний в жизни человека – воспитываться у мачехи. Мальчик хлебнул множество испытаний и позже говорил о том, что мачеха его не любила, а потому он часто убегал к разным родственникам.

Мы не можем предугадать, какие обстоятельства влияют на формирование характера, на выбор профессии и своего пути. Зависит ли это от местности, где родился человек, или от семьи. Безусловно, в большинстве случаев окружение и среда влияют на становление личности, но как часто человек словно выламывается из рода и возвышает его наперекор всему здравому смыслу… Подобное произошло и с Коста́. Казалось бы, его отец – уважаемый офицер, герой многих кампаний, защитник собратьев, устроитель земель. Идти бы Коста́ по стопам родителя, продолжать дело отцовское. На удивление всех, он выбирает иной путь.

В Ставропольской губернской гимназии раскрываются творческие таланты Коста́. Здесь он пишет первые стихи на осетинском языке и занимается живописью. В конечном счете решает искать счастья в Петербурге, в Академии художеств. Столь неожиданный выбор отец понять не мог, как и не мог в силу стесненных финансовых обстоятельств помочь сыну с устроением жизни в Петербурге. Однако юноша настолько был талантлив, что педагоги из Ставрополя добились стипендии для Коста́, и в 1881 году он был принят в Санкт-Петербургскую академию художеств. Завершить обучение не удалось; в 1885 году молодой человек возвращается к отцу в село Георгиевско-Осетинское, а затем переезжает во Владикавказ.

Жизнеописание Коста́ Хетагурова – печальная повесть. Будучи великим сыном своего народа, он познал и безмерное горе. Быть может, потому и был Хетагуров так чуток к несправедливости, к неравенству, к тяжелым условиям жизни. Он много пишет – как кистью, так и пером. Именно он стал певцом осетинской словесности, возвел язык на литературный пьедестал, стал родоначальником литературы и драматургии на осетинском языке. Общественная деятельность Коста́ не раз вызывала недовольство со стороны властей, его отправляли в ссылки и запрещали жить в родных краях.

Кто знает, если бы власти за исполнением распоряжений видели человека и проявляли чуткость к людям, о которых поставлены, прежде всего, заботиться, а не подавлять, то к Коста́ не относились бы как к бунтарю и революционеру. По сути, он ведь отстаивал права человека спокойно и достойно жить на своей земле, иметь хозяйство, получать образование и медицинскую помощь. Не пресмыкаться, как червь, перед начальствующим, но быть и в очах государевых человеком, каковым является в очах Божиих.

Помимо внешних стеснений Коста́ претерпевал и физические трудности: время от времени у него обострялись хронические болезни, лечить которые было не на что. Завершил свой земной путь Коста́ в селе Георгиевско-Осетинском, на руках у сестры в отцовском доме. Здесь же, у церковной площади, он и был изначально похоронен рядом с отцом в 1906 году. Однако вскоре осетинская общественность подняла прах и перевезла его во Владикавказ. Любовь народа к своему сыну была столь обильной, что на всем протяжении пути гроб встречали сотни людей, а в самом Владикавказе его с платформы до некрополя при Осетинской церкви несла на руках толпа.

Как во время земного странствования он защищал своим именем историческую справедливость, так и после кончины он стал покровителем многих, обороняя людей и местности от искоренения. Церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Осетинской горке Владикавказа – старейший храм, сохранившийся в городе. В советское время в нем располагался музей осетинской литературы имени К.Л. Хетагурова; в 1990 году здание вернули общине верующих, а в 1993 году состоялось великое освящение храма. Конечно, внешний вид церковного строения пострадал, но не был уничтожен.

Коста Хетагуров, Перевал Зикара, Северо-Осетинский республиканский художественный музей

Дом Хетагуровых в селе Коста́ Хетагурова (осетины сохранили старинное название этой местности – Лаба) разрушен, но местные жители с точностью до метра показывают, где он стоял. Сегодня это единственное осетинское, христианское сельское поселение на территории Карачаево-Черкесии. Потомки переселенцев из Нарского ущелья точно знают, сколько поколений назад их род сюда приехал. Они заботятся о древних аланских храмах и строго соблюдают закон Христов. Паломникам нужно приезжать в это гостеприимное село для того, чтобы своими глазами увидеть, как евангельское учение прорастает в сердце человека и каким может быть образ Божий, если твоя христианская родословная идет тысячелетия. Есть чему поучиться многим из нас. Если не всем нам.

Другие интересные места

Собор Успения Пресвятой Богородицы Фыдджин: Пирог с мясом Ресторан «Premier» Дзывгъисы Уастырджи