ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ СОБОР | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

ВОСКРЕСЕНСКИЙ ВОЕННЫЙ СОБОР

Омск, улица Партизанская, 16

Восприятие Омска неотрывно от Федора Михайловича Достоевского, запечатлевшего в «Записках из Мертвого дома» жизнь в остроге.

«В конце поста, кажется, на шестой неделе, мне пришлось говеть. Весь острог, еще с первой недели, разделен был старшим унтер-офицером на семь смен, по числу недель поста, для говения. В каждой смене оказалось, таким образом, человек по тридцати. Неделя говенья мне очень понравилась. Говевшие освобождались от работ. Мы ходили в церковь, которая была неподалеку от острога, раза по два и по три в день. Я давно не был в церкви. Великопостная служба, так знакомая еще с далекого детства, в родительском доме, торжественные молитвы, земные поклоны – все это расшевеливало в душе моей далекое-далекое минувшее, напоминало впечатления еще детских лет, и, помню, мне очень приятно было, когда, бывало, утром, по подмерзшей за ночь земле, нас водили под конвоем с заряженными ружьями в Божий дом. Конвой, впрочем, не входил в церковь. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона да изредка изза толпы приметишь черную ризу да лысину священника. Я припоминаю, как, бывало, еще в детстве, стоя в церкви, смотрел я иногда на простой народ, густо теснившийся у входа и подобострастно расступавшийся перед густым эполетом, перед толстым барином или перед расфуфыренной, но чрезвычайно богомольной барыней, которые непременно проходили на первые места и готовы были поминутно ссориться из-за первого места.

Там, у входа, казалось мне тогда, и молились-то не так, как у нас, молились смиренно, ревностно, земно и с каким-то полным сознанием своей приниженности. Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах, даже и не на этих; мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас все даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было даже как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось в этом странном удовольствии. «Пусть же, коли так!» – думал я. Арестанты молились очень усердно, и каждый из них каждый раз приносил в церковь свою нищенскую копейку на свечку или клал на церковный сбор. «Тоже ведь и я человек, – может быть, думал он или чувствовал, подавая, – перед Богом-то все равны…» Причащались мы за ранней обедней. Когда священник с чашей в руках читал слова: «…но яко разбойника мя прийми», – почти все повалились в землю, звуча кандалами, кажется, приняв эти слова буквально на свой счет».

В годы заключения Федора Михайловича Достоевского в Омском остроге служил протоиерей Стефан Знаменский, настоятель Воскресенского собора. Под его чутким духовным водительством начался осознанный путь гения как православного христианина. Об этом великий мастер рассказывал в письмах и в романе «Преступление и наказание», последние события которого происходят как раз в городе на берегу Иртыша.

Экспозиция краеведческого музея Православные храмы всегда были не только местом молитвы, но и видимым свидетельством крепости государства на той или иной территории, своеобразной меткой, указывающей, кому эта земля принадлежит, кто на ней хозяин. Возведение Воскресенского собора на правом берегу Оми и перенос на эту сторону крепостных укреплений были обусловлены успехами русского воинства в этой части империи. Они стали символами христианской цивилизации в Сибири и на степных территориях Средней Азии.

Воскресенский собор был заложен в празднование Воскресения Христова 1769 года. Этим особо подчеркивалось значение Омской крепости как оплота христианской культуры. Архитектурное решение, выбранное для храма, позволяло использовать здание в разных целях. В частности, соборная колокольня являлась и наблюдательной вышкой для военных. В соборе было устроено несколько приделов: во имя преподобного Сергия Радонежского (освящен 21 сентября 1773 года), в честь Воскресения Христова (освящен 29 сентября 1773 года), во имя великомученицы Екатерины (освящен 11 ноября 1773 года), в честь Смоленской иконы Божией Матери (освящен 4 ноября 1778 года). Собор являлся культурно-просветительским и благотворительным центром Омска. Здесь была организована самая большая в городе церковная библиотека, в 1908 году она насчитывала 1875 томов разных изданий. При соборе действовал книжный склад для распространения книг по городским и сельским храмам. В школе, открытой в 1897 году, обучались 28 мальчиков и семь девочек.

С 1906 года приход устроил приют-школу для сирот нижних воинских чинов Омского военного округа, убитых в войну с Японией. 15 С момента постройки Успенского собора Омска Воскресенский храм был приписан к кафедральному собору и не имел своего причта, а в 1900 году он был подчинен протопресвитеру военного и морского духовенства. Как справедливо отмечают исследователи, судьба Воскресенского собора в советскую эпоху была определена изначально его «военным» статусом и существованием в Омске ставки Белой армии. Большая часть духовенства поддержала Белое движение. В 1919 году в Омске находились Казанский, Самарский, Симбирский, Чебоксарский и другие иерархи. В Сибирь прибыло около 3000 священнослужителей. К 1920 году в Омской губернии имелось 399 действующих церквей, уже были закрыты домовые и ведомственные храмы, проходило изъятие церковных ценностей.

Воскресенский собор был передан обновленцам, а 13 октября 1928 года Омским краевым музеем было принято решение о создании Комиссии для обследования исторического и художественного значения собора. Комиссия пришла к следующим заключениям:
• в условиях Сибири такой памятник представляет большой исторический интерес и значение;
• собор является ценным архитектурным памятником;
• общий архитектурный ансамбль – гауптвахта в стиле барокко, казармы начала ХIХ века, уцелевшие крепостные ворота – представляет собой главнейшую историческую часть города, занимает видное место в ансамбле, а потому необходимо сохранить крепостной собор в полной неприкосновенности;
• внутреннее убранство, отличающееся хорошим качеством выполнения и соответствием с архитектурой здания, должно быть сохранено в полной мере;
• особую художественную ценность по своей общей композиции представляет резной иконостас, отдельные части которого гармонично связываются друг с другом.

В заключении комиссии говорилось о том, что нужно использовать Воскресенский собор как памятник искусства и старины, разместить в нем музей и книгохранилище. При этом предписывалось сохранить его наружный и внутренний вид. Отмечалось, что использование собора под клуб или аудиторию невозможно, поскольку храм невелик по размерам и имеет плохую акустику, а также ряд других архитектурных неудобств. Власти Омска приняли иное решение и здание собора музею не передали.

В конце 1929 года в строении была организована выставка в честь десятилетия освобождения города от армии Колчака. Здание ветшало и саморазрушалось, использовалось как склад картографической фабрики. Храм снесли во время строительства дома на Спартаковской улице в 1950-е годы. Осенью 2004 года во время установки поклонного креста на месте Воскресенского собора образовался провал в земле – так открылась лестница в крипту храма. В настоящее время храм восстановлен, здесь имеется приходская община, а в крипте организована экспозиция краеведческого музея, посвященная истории Православия на Омской земле. Сюда регулярно организуются экскурсии для школьников и гостей города.

Другие интересные места

СИБИРСКАЯ ШВЕЙЦАРИЯ НЕДАЛЕКО ОТ ИРТЫША ЧУДОТВОРНЫЙ СПИСОК ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ИЗ СЕЛА БОЛЬШИЕ УКИ ПОДВИГ КИЕВЛЯНИНА НА ОМСКОЙ КАФЕДРЕ ДОМ СВЯЩЕННИКА С.П. АЛЕКСАНДРОВА