СТАРИННЫЙ ГОРОД НА СТРАЖЕ ПРАВОСЛАВИЯ | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

СТАРИННЫЙ ГОРОД НА СТРАЖЕ ПРАВОСЛАВИЯ

Тара, Омская область
В XVI веке началось освоение «края зело богатого разным зверьём и птицей» – Западной Сибири – русскими. В этом же столетии проникнуть по Оби и Иртышу в Индию и Китай попытались англичане, но задуманная ими тайная операция закончилась неудачей. Московское правительство приказывало искать в Сибири золото, серебро и другие полезные ископаемые. В то же время Сибирь рассматривалась как идеальное место для ссылки из центральной части государства ненадежных в политическом отношении людей. С первых шагов освоения Сибири сюда отправляли неугодных властям под разным предлогом: «в посад», «на службу», «на пашню», а также военнопленных, участников народных восстаний.

В 1586 году по приказу из Москвы был послан военный отряд – 300 человек во главе с воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным. А среди подчиненных им ратных людей «за Камнем оказались ‘‘Ермаковы казаки’’ – те, кто уцелел, кто вернулся из зауральского похода».

Сукин и Мясной в 1586 году построили на реке Туре крепость, давшую начало городу Тюмени – старейшему из ныне существующих сибирских городов. В 1587 году русские ратники получили подкрепление и вместе с Данилой Чулковым двинулись дальше, построив недалеко от столицы Сибирского ханства другую крепость – будущую «первопрестольную столицу» Сибири Памятник Ермаку город Тобольск. К концу века местности, которая сегодня входит в Тарскую епархию Омской митрополии, было определено важное стратегическое назначение: стать опорным пунктом в борьбе с татаро-монголами и своевольными феодалами Среднего Прииртышья. Главным штабом командования русской армии был разработан план строительства города-острога в устье реки Тары, впадающей в Иртыш.

Памятник основателям Тары

Будущий город-крепость рассматривался одновременно и как ключевой плацдарм для дальнейшего продвижения вглубь Сибири с целью «приискания новых землиц и объясачивания инородцев». Позже о городе Таре писали, что «изначальное заведение оного учинено для защиты живущих на реке Иртышу татар, и уже оные покорены были при взятии Сибири Ермаком Тимофеевичем Российской державе от набегов хана Кучума, а также сею бы защитою присовокупить и прочих татар в российское подданство».

Передвижение ратных людей в Сибирь осуществлялось по старой Казанской дороге. Этот путь шёл через Коломну, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфу, Тюмень, Тобольск. Он был более коротким, чем речной, и проходил по лесостепной полосе Сибири, но был далеко не безопасен от нападения воинственных кочевых племён. Для безопасного пути, срочного продвижения войск и пешеходов, почтовых ямщиков из России в 1586 году русскими людьми была построена Уфа. В конце 1593 года в Москву с Волжской оборонительной линии был срочно отозван командир полка князь Андрей Васильевич Елецкий. В Кремле его принял управляющий делами Разрядного приказа дьяк Василий Щелкалов. Он предложил Елецкому возглавить готовившуюся в то время тарскую экспедицию. Кроме того, он познакомил князя с планом строительства трёх оборонительных линий в Сибири. В первой из них, основной, создавалось пять городов и два острога. Таре, которая входила в это число, отводилась особая роль: она должна была стать вторым по значению городом в Западной Сибири после Тобольска. Согласившись на новую должность, Елецкий обстоятельно ознакомился с планом будущей экспедиции. Были определены маршруты движения отрядов и грузов, указаны фамилии воевод городов, причастных к операции, численность и состав ратных людей.

По прибытии в Тобольск экспедиция узнала от дозорных, побывавших в устье реки Тары, что предписанное для постройки города место не подходит «по низости обоих берегов». Вернувшись после осмотра в расположение отряда, Андрей Елецкий провел совет, на котором было принято окончательное решение: город-острог ставить на берегу Аркарки, а имя ему оставить прежнее – Тара. Предположительно в первый год строительства города было возведено 250 изб, стоявших тесно друг к другу. Были здесь и обывательские дома, и торговые лавки, а также поварни и дома для отдаленных юртовских татар. По краям острога строились посады, в которых селились как служилые люди, так и юртовские татары и прочие «гулящие люди».

Другие интересные места

ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД
НА УЛИЦЕ 40-ЛЕТИЯ ВЛКСМ
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ УСАДЬБА КУПЦА НОСКОВА ИСТОРИЯ НА КАЖДОЙ УЛИЦЕ