НИКОЛЬСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР | ПАЛОМНИЧЕСТВО СО ВКУСОМ

НИКОЛЬСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

Казань, ул. Баумана, 5

Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящей колокольни и ряда административных зданий. А еще это объект культурного наследия Российской Федерации, городская достопримечательность и важное место для паломника.

На месте Никольского кафедрального собора уже в 1565 г. находилась деревянная церковь Николы Боровского. Позднее, в конце XVII века, вместо деревянной церкви был выстроен одноглавый каменный храм – Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим храмом во имя Иоанна Воина в колокольне. Примерно тогда же построена зимняя каменная Покровская церковь.

Сведения о времени ее возведения расходятся: дата на антиминсе – 1696 г., в клировых ведомостях указывался 1703 г. Судя по архитектурным формам и декору, храм построен, скорее всего, в середине XVII в., другие даты, очевидно, относятся к обновлению храма. Колокольня Покровской церкви выстроена, вероятно, в 20-30-е годы XVIII столетия. В 1883 г. старая Николо-Низская церковь была снесена и к 1885 г. выстроена заново. В 1892 году обновлена и Покровская церковь, именно тогда она стала пятиглавой. Редкий случай, когда придел оказался больше «основного» престола, почему и весь храм со временем стали называть Никольским. В 1857-1862 гг. рядом с церковью был выстроен двухэтажный каменный дом причта.

Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, и основную массу прихожан составляли люди низкого достатка. Однако благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831-1903), нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма.

Покровская церковь – одна из самых старинных в Казани, внутри она небольшая по площади, что создает особую, камерную атмосферу; здесь прекрасно сохранились масляные росписи стен, сводов, круглых столпов. История этих росписей интересна тем, что их выполнил известный художник Василий Турин, прославившийся в основном как автор самых первых литографий с видами Казани, датированных первой половиной XIX в. Живопись – не очень яркая, естественного освещения в храме немного, иконостас всего лишь одноярусный и не блещет обилием позолоты, поэтому внутри собор всегда кажется очень строгим и таинственным, под стать своей трехвековой древности. В полумраке дрожащего света свечей особое внимание обращаешь на резной Голгофский крест с фигурой распятого Христа. Подобные изображения довольно редки в православных храмах.

Еще одна особенность Никольского собора – «падающая колокольня». Она примыкает к Покровской церкви с северо-запада и достигает почти 30-метровой высоты. Колокольня, построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса и памятником архитектуры русского барокко.

Стройное, гармоничное пятиярусное сооружение с богатым декором обработки стен ярусов завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой темно-зеленого цвета. Это единственный сохранившийся в городе пример поливной чешуйчатой керамики, которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей.

Никольский храм – придел древней Покровской церкви – был построен уже в XIX в. Возведен он на месте одной из самых старинных церквей города – Николо-Низской. Такое необычное название в простонародье она получила из-за того, что находилась в низине – под Кремлевским холмом. Этот храм упоминался в летописях еще в 1565 г. Был он деревянным, позже стал каменным, но и тот снесен был из-за ветхости. Никольский храм более многоцветен и светел, чем Покровский. Внутренняя галерея храма завершается невысоким торжественным иконостасом, над Царскими вратами – роспись, напоминающая «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. В обрамлении настенных узоров – сюжеты двунадесятых праздников и сцены из жития свт. Николая Чудотворца.

Никольская церковь считалась очень современной. В 1901 году она одной из первых в епархии была подключена к электричеству. Тогда это казалось уникальным явлением, ведь даже Благовещенский кафедральный собор получил искусственное освещение годами позже. Приход даже обложили особым налогом за то, что пользование электричеством наносило ущерб епархиальному свечному заводу. Храм по указу властей был закрыт в 1930 г., но в суровые военные годы, когда вся страна стала искать опору в истинной вере, его открыли. С 1946 г. Никольский храм получил статус кафедрального собора. В том же качестве остается и поныне. Приставной престол Никольского собора для совершения ранних литургий освящен во имя 40 мучеников Севастийских.

Храм хоть в размерах и уступает другим кафедральным соборам, но необычайно красив и отличается мягкостью красок: золотые купола оттеняются светлыми тонами зеленого, желтого и голубого. Ажурные кресты над куполами собора со стороны улицы Профсоюзной видны как на ладони, через них просматривается набережная Булака. Необычно праздничный вид придают церкви четыре боковых купола, раскрашенные «в шахматном» порядке бело-голубым. Это единственные клетчатые купола в Казани.

Большой приход Никольского кафедрального собора сегодня живет интересной жизнью: занятия в воскресной школе, работа в библиотеке, паломнические поездки. Верующие могут помолиться у многих храмовых святынь: это чудотворные списки Казанской и Тихвинской икон Божией Матери, чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы (главная святыня бывшего Феодоровского женского монастыря Казани), образ Царицы Небесной «Всеблаженная», отмеченный мироточением, иконы Богородицы «Неупиваемая Чаша», «Всецарица», чудотворная икона святителя Николая, образа блж. Ксении Петербургской и блж. Матроны Московской и многие другие святыни.

Также стоит отметить иконы преподобного Сергия Радонежского и праведного Симеона Верхотурского с частицами мощей.

Другие интересные места

ХОЧУ И БУДУ РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ» ТАТАРСКАЯ УСАДЬБА