Карачаево-Черкесия, Карачаевский район, село имени Коста Хетагурова и аул Нижняя Теберда
Когда осетины основали село у подножия горы с Георгиевским храмом, внизу, в самом селе, был основан приход, а при нем – мужская школа. Церковная площадь была сердцем ГеоргиевскоОсетинского села, сюда стекались люди для решения вопросов, здесь собирались старейшины. В 1890-х гг. вокруг Георгиевской церкви на горе был обустроен скит. Монахи привели в порядок храмовое здание и вокруг возвели деревянные строения. Таким образом, православная молитва совершалась и в долине реки Лаба, и высоко в небе – в древнем аланском храме.
Если проехать из села имени Костá Хетагурова в сторону Карачаевска в окрестностях современного аула Нижняя Теберда, на левом берегу Теберды высоко-высоко над землей парит Сентинский храм. Еще до того, как увидишь его в небе, бросаются в глаза крепкие заброшенные строения у подножия горы. Как оказалось, это бывший женский монастырь.
В Сентинском храме, несмотря на то, что он ежедневно подвергается из-за незащищенности перед воздействиями природы разрушению, сохранились очертания фресок. Еще можно в алтарной части разобрать силуэты трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Кое-где угадываются апостолы. И как бы Сам Дух Божий подсказывает, что храм посвящен Преображению Господню. Другого и помыслить нельзя, когда стоишь в этом пусть и поруганном, но святом месте на вершине горы. Свет отовсюду на тебя льется, и сердце просит громкого и победоносного возгласа: «Слава Тебе, показавшему нам Свет!» Бесконечно тяжело видеть, как ветер гуляет меж стен и вместо клиросного пения слышен скрип стен, ожидающих возвращения священника и молящихся.
По историческим свидетельствам, Спасо-Преображенская женская обитель у Теберды была до революции довольно крепкой. Здесь насчитывалось 23 мантийных монахини, 66 рясофорных инокинь, 106 послушниц и 38 послушниц на испытании. Был возведен молитвенный дом у подножия горы, обустроена церковно-приходская школа. Также сестры организовали приют для душевнобольных людей. Думается, это одно из немногих, если не единственное учреждение подобного рода на всем Кавказе того времени.
Понимая, что интерес к этому культурно-историческому наследию на территории России растет, и в связи с развитием программ по внутреннему туризму представители государственной власти и музейного сообщества пытаются из подобных храмов сделать экспонаты, доступ в которые возможен только за деньги, а службы – очень редкая привилегия по престольным праздникам.
Уже ходят слухи о том, что нужно на территорию Георгиевского и Сентинского храмов пускать людей только по билетам, что регулярные богослужения здесь навредят архитектурному ансамблю. Подобные инициативы уже реализованы в Архызе. Безусловно, музеи важны как центры сохранения и преумножения национальных традиций, как важная часть продвижения культурного и национального наследия.
Но вся эта деятельность не должна препятствовать людям свободно и открыто, как это гарантирует Конституция Российской Федерации, исповедовать свою веру, осуществлять свое право на совершение регулярных богослужений и участие в них без спецпропусков. Не стоит село без праведника, гласит народная мудрость. Побывав в селе имени Костá Хетагурова, нельзя не добавить: праведники – вполне себе земные люди, а потому не могут они, мы жить без Бога и без общения с Ним за Божественной литургией. Тем более, когда Сам Бог сохранил древние храмы до наших дней – для нас.